…блемно-ориентированного анализа образовательной ситуации в школе можно выделить следующие, наиболее актуальные для школы проблемы, на решение которых должна быть направлена новая программа развития:

       Проблема первая –  обеспечение дальнейшего роста качества образования, оценка результатов образовательной деятельности школы.  Анализ результатов работы школы по показателю уровня обученности, качества обучения и воспитания показал, что снижение качества образования не выявлено.         

      Проблема вторая  - высокое число учащихся, имеющих отклонения в здоровье.

      Проблема третья  -  медленное внедрение в педагогическую деятельность новых образовательных педагогических  технологий, прежде всего информационно-коммуникативных, личностно-ориентированных, проектных.

     Проблема четвертая  – недостаточная эффективность в организации инновационной деятельности.  

     Проблема пятая – недостаточный уровень развития социокультурного пространства школы, внешних связей, дополнительного образования (в том числе и платного), участия общественности в управлении школой.

     Проблема шестая -  необходимость дальнейшего совершенствования воспитательной системы с целью повышения её воспитательного воздействия на духовно-нравственное становление учащихся.

      Педагогический коллектив школы способен обеспечить высокий  уровень качества образования, развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала учащихся, формирования у школьников способности действовать в ситуации открытого динамично развивающегося общества.   

         Данную ситуацию возможно изменить при условии создания информационно-образовательного пространства, которое способно обеспечить выявление, развитие и  формирование личности, обладающей рядом ключевых компетенций в интеллектуальной,  общественно-политической, коммуникационной, информационной, социальной и других сферах.

          На  решение проблем, выявленных в ходе анализа, направлена новая программа развития школы на 2010-2015 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. МИССИЯ,   НАПРАВЛЕНИЯ, ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

            Социально-педагогическая миссия школы состоит в  удовлетворении образовательных потребностей    обучающихся в обучении и воспитании на основе базовых ценностей школы, свободно осуществляющих свой жизненный выбор личностей, адаптивных к любым изменениям   в социальной и профессиональной жизни, стремящихся к вершинам жизненного успеха, в том числе профессионального, с целью их социальной и личностной реализации.

          В настоящее время происходит становление новой системы образования, ориентированной на демократические ценности гражданского общества. Путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать социально ответственную, активную, творческую личность, гражданина и патриота. Данная направленность развития образования предполагает гуманизации педагогического взаимодействия, утверждение субъектной позиции как учащихся, так и учителя в педагогическом процессе, использование активных и интерактивных форм обучения в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Реализация указанной тенденции во многом зависит от способности учителя развивать собственную профессиональную деятельность на основе новых принципов образования, строить новое содержание и технологии обучения и воспитания.

         Обучение может быть эффективно тогда, когда оно строится на методах и формах, активизирующих деятельность самого обучаемого, прежде всего мыслительную, и служит развитию его субъектности.

        Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем деятельность школы:

  • осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа образования;
  •  доверие и уважение друг к другу учащихся, педагогов, родителей, гостей и помощников школы;
  •   стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  педагогического процесса;
  •   стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;
  •  атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учащихся и учителей;
  •  безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;
  •  стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника школы.

 

           Решение стратегической задачи развития системы обеспечения качества образования достигается за счет реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

  • совершенствование системы самооценки деятельности образовательного учреждения с целью обеспечения ее соответствия развивающейся системе образования;
  • совершенствование системы внутришкольного управления  на основе эффективного использования информационно-коммуникационных технологий;
  • ориентация содержания образования на приобретение учащимися   основных компетентностей, особенно навыков  самоопределения и жизнеобеспечения в таких областях, как здоровый образ жизни, толерантность, позитивное участие в общественной жизни, информационные коммуникации;
  • развитие творческого потенциала учащихся, создание  социально-психологических и здоровье сберегающих условий для их  самообразования и самореализации, социального самоопределения личности;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование  потребности  ведения здорового образа жизни;
  • создание системы диагностики и мониторинга образовательного процесса в ОУ;
  • обновление содержания образования, развитие и внедрение инновационных идей в образовательный процесс, освоение продуктивных педагогических технологий;
  •  повышение  профессионального мастерства педагогов и развитие их творческого потенциала.

 

 Цель программы:

         Создание оптимальной модели общеобразовательной школы,  способствующей интеллектуальному, нравственному, физическому, эстетическому развитию личности ребенка, максимальному раскрытию его творческого потенциала, формированию ключевых компетентностей, сохранению и укреплению здоровья школьников путем  обновления структуры и содержания образования, развития  практической направленности образовательных программ.

       

 

       Основные задачи программы:

1.      Определить порядок освоения продуктивных педагогических технологий на каждой ступени образования на основе диагностики социального заказа (анкетирования родителей), возможностей и потребностей  педагогов, социально-психологической  готовности учащихся к освоению новых программ и технологий.

2.      Сформировать пакет диагностических методик для проведения мониторинга   основных показателей процессов обучения, воспитания, управления в школе.

3.      Разработать систему обеспечения качества образовательных услуг ( в том числе платных).

4.      Определить пути эффективности управления учебно-воспитательным процессом в школе.

5.       Совершенствовать экономические механизмы в сфере образования, укреплять  материально-техническую базу школы для эффективной реализации данной программы.

 

V. КОНЦЕПЦИЯ  НОВОЙ   ШКОЛЫ.

          Концепция развития школы:

-  разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики России в области образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, государственными стандартами общего среднего образования, Стратегией развития системы образования Российской Федерации и Ставропольского края до 2020 года, Концепцией модернизации российского образования, приоритетного национального проекта «Образование», инициативой Президента РФ «Наша новая школа», нормативными документами управления образованием и Уставом школы;

- предусматривает совершенствование учебно-воспитательной, научно-методической, организационно-управленческой сфер деятельности школы;

- исходит из того, что учащийся является полноценным субъектом учебно-воспитательного процесса, он живет в том микросоциуме, которым является школа, поэтому главная задача педагогического коллектива состоит не только в совершенствовании собственно образовательного процесса, но, прежде всего, - в организации полноценной, продуманной в деталях жизнедеятельности своих воспитанников.

        Основные задачи программы развития нашей школы – это анализ возможностей развития индивидуальных  способностей и  наклонностей личности в рамках  личностно-ориентированного образования  с использованием современных образовательных технологий и введения профильного обучения.  

         Основным средством реализации предназначения нашего учреждения является усвоение учащимися обязательного минимума содержания образовательных программ, формирования  у них базовых ключевых компетентностей.

        Президент Российской Федерации Д.А. Медведев в национальной образовательной инициативе «Наша новая  школа» сформулировал требования к  современной   школе.   Модель  современной   школы  должна соответствовать целям опережающего инновационного  развития  экономики и социальной сферы, обеспечивать рост благосостояния страны и способствовать формированию человеческого потенциала.

     Сегодня образ выпускника школы становится ориентиром для проектирования процессов и условий получения образовательных результатов, главным инструментом развития школы и педагогического коллектива.

     У выпускника современной школы должны быть сформированы готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу, т.е. выпускник должен быть конкурентоспособным. Эти личностные качества определят инвестиционную привлекательность образования.

     Поэтому для создания модели Новой школы необходим переход к деятелъностно-компетентностной образовательной модели с ведущим фактором межчеловеческого взаимодействия, интерактивности.

     При построении «Новой школы» должны произойти существенные изменения в следующих направлениях:

1.      Обновление образовательных стандартов.

2.      Система поддержки талантливых детей.

3.      Развитие учительского потенциала.

4.       Современная школьная инфраструктура.

5.       Здоровье школьников.

     Переход к Новой школе потребует специально выстроенной системы управления изменениями, а также обновления учебно-методических комплектов и методов обучения для реализации деятельностно-компетентностного подхода.

           Школа, ориентированная исключительно на академические и энциклопедические знания выпускника, с точки зрения новых запросов рынка труда, устарела. Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетентностей, которые способны удовлетворить запросы работодателей. Под компетентностью понимаем  способность к решению задачи и готовность к своей профессиональной роли в той или иной области деятельности. Ключевые компетентности как результат общего образования означают готовность эффективно сорганизовывать свои внутренние и внешние ресурсы для принятия решений и достижения поставленной цели.

         Одной из важнейших компетентностей учащихся является учебно-познавательная компетенция,  которая представляет собой совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В концепции обозначено в качестве приоритета школьной системы  образования формирование следующих ключевых компетентностей учащихся, адекватных социально-экономическим условиям:

  • готовность к разрешению проблем,
  • технологическая компетентность,
  •  готовность к самообразованию,
  •  готовность к использованию информационных ресурсов,
  •  готовность к социальному взаимодействию,
  •  коммуникативная компетентность.

          Реализация ключевых компетентностей позволит гражданину успешно адаптироваться в условиях либеральной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений. Достижение   нового результата - формирования ключевых компетентностей - является  приоритетной задачей педагогического коллектива школы.

     Содержанием образования должны стать такие ключевые социальные результаты образования, как:

  • российская гражданская идентичность и стремление к консолидации общества, основанные на способности взаимопонимания и взаимного доверия представителей различных конфессиональных групп, взаимодействии культур при сохранении этнической идентификации,
  • современные компетентности, отвечающие общемировым и российским требованиям к человеческому капиталу  для решения новых   задач, стоящих перед человеческим обществом.

      Эти ценности закладываются в основу образовательной программы, которая состоит из предметных программ, программ воспитания и социализации, школьных целевых программ.

      Разработанная  образовательная программа становится не только ключевым документом, но и свободной формой гражданского контракта между обществом (родителями в лице общественного совета) и образованием (педагогического коллектива школы) для обеспечения и гарантии качества образования. Она объединяет основные и дополнительные образовательные  программы, учебную и внеучебную деятельность для достижения стратегической цели - раскрытия и  развития  потенциала каждого ученика в соответствии с его возможностями и способностями (высокомотивированные и одаренные дети, дети с проблемами в  развитии  и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети с ограниченными возможностями здоровья).

        Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех сферах образовательного процесса, погружение самого процесса в информационную среду школы  происходит  уже сегодня.

       Обновлённое содержание образования потребует не только нового подхода к оценке образовательных результатов обучающихся, но и качественно иных ориентиров в оценке деятельности учителя, уровня внутришкольной системы управления качеством образования.

        Складывающаяся система оценки должна быть существенно дополнена и уточнена с учётом новых акцентов:

- переход от оценки как инструмента контроля к оценке как инструменту управления качеством образования;

- переход от констатирующей оценки к формирующей, программирующей саморазвитие ученика, педагога, школы;

- переход от оценки исключительно предметной обученности к оценке образовательных результатов в целом, включая надпредметные компетентности и социализацию - в соответствии с новым поколением стандартов и с учётом возрастной ступени обучения.

        Происходящие в социуме изменения ставят ребёнка перед проблемой нахождения себя одновременно в разных видах деятельности и разных типах социальных общностей. Современная школа – школа правильно организованного взросления ребенка в разновозрастной детско-взрослой образовательной общности.

        Это направление предполагает особую работу в пространстве совместно распределенной деятельности, практике субъект - субъектных отношений, пространстве событийной общности, пространстве рефлексирующего сознания.

       К настоящему времени накоплен большой опыт организации специальной проектной деятельности обучающихся.   Обязательное освоение проектного метода направлено на введение детей в другие типы деятельности: исследовательскую, конструкторскую, организационно-управленческую и др.

       Решение задач воспитания и социализации предполагает выстраивание общей атмосферы взаимного интереса, помощь в воспитательной работе с детьми разных национальных культур.

       Ключевой фигурой современной школы является учитель, поскольку качество образования не может быть выше качества работающих в этой среде учителей. Государственным приоритетом в сфере повышения статуса учителя становится разработка политики по формированию новой генерации учителей как новой общественной элиты. Должна претерпеть изменения  роль учителя: он должен выполнять функции организатора деятельности, консультанта, наставника, сопровождающего самостоятельную деятельность учащегося.

       Материальная составляющая инфраструктуры школы направлена  на обеспечение физической и психологической безопасности.  Для поддержания современной инфраструктуры школы необходимо повысить качество сервисного обслуживания самого здания школы.

         Необходимо создать такие условия обучения в школе, чтобы к каждому ученику применялся индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения, была обеспечена возможность реализации в повседневной жизни школы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Модель школы информатизации предполагает использование информационной среды школы для планирования образовательного процесса каждым учителем, который готов для этого, обладает профессиональной ИКТ- компетентностью. Важно, что в каждом предмете мы даем учащемуся и учителю необходимые ИКТ - инструменты деятельности.

      Методическую составляющую инфраструктуры необходимо переориентировать на поддержку деятельности каждого учителя: наличие сервисов с доступом к различным методическим, информационным и консультационным ресурсам, личностно ориентированный подход к методической работе в школе, анализу урока, индивидуальной поддержке учителей.

       Организационная составляющая инфраструктуры направлена на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания   ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VI.   ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

 РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

1. Освоение эффективных образовательных технологий в деятельности школы,  совершенствование  используемых методов обучения и воспитания, введение профильного обучения будут способствовать  развитию у школьников мотивации к обучению и получению высокого уровня знаний, формированию базовых  ключевых компетентностей.   Работа научного общества учащихся поможет реализовать творческий потенциал учащихся, сформирует навык научно-исследовательской работы, повысит их интеллектуальный уровень.

2.  Усовершенствование школьных целевых программ, таких как «Здоровье», «Одаренные дети»,  «Русский язык» и других поможет структурировать  подходы к содержанию образовательной деятельности школы   и привлечь  внимание к основным проблемам, требующим первостепенного решения.

3.  Создание условий для медико-психологического сопровождения  детей  будет способствовать  сохранению и укреплению здоровья учащихся, формированию у них потребности  в здоровом образе жизни, социальному и профессиональному самоопределению.

3.   Программно-целевой подход к учебно-воспитательной работе школы позволит  определить главные  целевые  ориентиры в школы и повысит уровень интеллектуального, нравственного, физического, эстетического развития личности ребенка через разработку соответствующих мероприятий.

4. Повышение  профессионального мастерства педагогов  будет способствовать повышению качества обучения и воспитания школьников, внедрению личностно-ориентированного образования,  что в конечном итоге приведет к созданию оптимальной модели общеобразовательной школы,  способствующей максимальному раскрытию  творческого потенциала педагогов и учащихся, сохранению и укреплению  их здоровья.

5. Проведение диагностических и мониторинговых исследований образовательного процесса позволит своевременно выявлять и устранять недостатки и сбои в организации педагогической и учебно-воспитательной деятельности.

6. Укрепление  материально-технической  базы школы будет способствовать  эффективной реализации данной программы.

 

 

 

 

  VII.   ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ    ПО    РЕСУРСНОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

№ п/п

 Программные мероприятия

Необходимое финансирование

(тыс. руб. ежегодно)

Источники финансирования

1.

Освоение новых образовательных технологий, приобретение учебников и методической литературы. 

300

Бюджетные и внебюджетные средства

4.

 Организация  диагностики и   мониторинга   основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.

10

Бюджетные  средства

5.

Проведение программных мероприятий для детей.

100

Бюджетные и внебюджетные средства 

6.

Повышение квалификации педагогов,  поощрение за освоение новых технологий.

150

Бюджетные и внебюджетные средства 

7.

 Приобретение  новых компьютеров и мультимедийного оборудования к ним.

100

Бюджетные и внебюджетные средства

8.

Приобретение спортивного инвентаря   для проведения соревнований и туристических слетов. 

80

 

Бюджетные и внебюджетные средства

9.

Приобретение современного оборудования,  наглядных пособий  для кабинетов  информатики, химии, биологии, начальных классов и учебных мастерских.

200

 Бюджетные   средства

  

10.

Обеспечение учебно-методическими, наглядными и дидактическими  пособиями, наборами диагностических и психологических методик.

100

Бюджетные   средства

 

11

Приобретение современного оборудования для столовой школы

500

Бюджетные и внебюджетные средства

 

Итого:

1540

 

VIII.  ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ  РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

 

2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

 

1. Создание образовательной программы, в том числе необходимых локальных актов и других нормативных документов, регулирующих развитие и функционирование каждой ступени школы.

2.  Освоение эффективных образовательных технологий:

- освоение образовательной программы в начальной школе «Перспективная начальная школа»;

- освоение программы по русскому языку под редакцией  С.И. Львовой;

- освоение программы по литературе под редакцией А. Кутузова, С.Меркина;

- освоение программ новых образовательных курсов  «Основы православной культуры», «Мой выбор», курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- на старшей ступени профильного обучения - использование интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.

3. Разработка целевых  программ  «Одаренные дети – будущее России», «Здоровье – это здорово»,  «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание», «Семья», «Ветеран», «Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса», «Учебный кабинет», «Информатизация школы»; образовательной программы в рамках введения ФГОС.

4. Формирование пакета диагностических методик для мониторинга   основных показателей процессов обучения и воспитания в школе.

5. Подписка на периодические методические издания и приобретение методической литературы для школьной библиотеки.

6. Укрепление материально-технической базы школы для эффективной реализации данной программы в соответствии с задачами.

7. Разработка  проекта  «Создание ресурсов для профессионального самоопределения учащихся в условиях профильной старшей школы». 

9. Совершенствование работы  научного общества учащихся «Олимп» и «Олимпионок», изучение основ научно-исследовательской и проектной  деятельности, работы органов ученического самоуправления, школьной периодической печати.

10. Создание локальной  информационной среды в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011-2012 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Освоение эффективных образовательных технологий:

- освоение программы по русскому языку под редакцией  С.И. Львовой;

- освоение программы по литературе под редакцией А. Кутузова, С.Меркина;

- освоение программ новых образовательных курсов «Основы православной культуры», «Мой выбор», курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- изучение и использование в образовательном процессе методов дифференцированного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.

2.  Приобретение современного  оборудования для  учебных мастерских, кабинетов, столовой, спортивных залов в соответствии с потребностями школы.

3.  Организация   диагностики    и  мониторинга  образовательных  процессов в школе.

4. Реализация  проекта   «Создание ресурсов для профессионального самоопределения учащихся в условиях профильной старшей школы». 

5.   Развитие деятельности органов  ученического  самоуправления, научного общества учащихся, школьной периодической печати, школьного сайта.

6. Анализ работы локальной  информационной среды в школе.

 

 

 

 

 

 

 

2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Освоение эффективных образовательных технологий:

- освоение образовательной программы в начальной школе по системе Л.В.Занкова;

- освоение программы по русскому языку под редакцией  С.И. Львовой;

- освоение программы по литературе под редакцией А. Кутузова, С.Меркина;

- освоение программ новых образовательных курсов «Основы православной культуры», «Мой выбор», курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления.

2.  Приобретение современного  оборудования для  учебных мастерских, кабинетов, столовой, спортивных залов в соответствии с потребностями школы.

3.   Использование данных  мониторинга  образовательных  процессов в школе в совершенствовании деятельности школы.

4. Подведение итогов реализации   проекта   «Создание ресурсов для профессионального самоопределения учащихся в условиях профильной старшей школы». 

5.   Развитие деятельности органов  ученического  самоуправления, научного общества учащихся, школьной периодической печати, школьного сайта.

 

 

 

 

 

 

2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Освоение эффективных образовательных технологий:

- освоение программы по русскому языку под редакцией  С.И. Львовой;

- освоение программы по литературе под редакцией А. Кутузова, С.Меркина;

- освоение программ новых образовательных курсов «Основы православной культуры», «Основы предпринимательской деятельности», «Мой выбор», курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;

- внедрение в образовательную практику старшей школы профильного обучения и использования интерактивных методов обучения: деловых и ролевых игр, блочно-модульного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе метапредметного подхода, методов дифференцированного обучения;

- изучение и использование в образовательном процессе информационно-коммуникативных технологий, технологии развития критического мышления

2.  Приобретение современного  оборудования для  учебных мастерских, кабинетов, столовой, спортивных залов в соответствии с потребностями школы.

3.   Использование данных  мониторинга  образовательных  процессов в школе в совершенствовании деятельности школы.

4.  Разработка следующего проекта

5.   Развитие деятельности органов  ученического  самоуправления, научного общества учащихся, школьной периодической печати, школьного сайта.

 

 

 

 

 

2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

1. Анализ освоения эффективных образовательных технологий:

-   программы по русскому язы… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz